Сайт управляется системой uCoz
Сайт станции Гребенка ЮЖД Сайт станции Гребенка ЮЖД
 Главная   О станции   Интересное   Фотогалерея   Ссылки   Об авторе сайта  

Станция Гребенка

Станция Гребенка ЮЖД Гребенка — участковая станция 1 класса на пересечении линий Киев — Полтава и Бахмач — Одесса, за 203 км от Полтавы, за 148 км от Киева. Находится в г. Гребенка Полтавской обл.

Станция возникла на территории небольшого села Тень в 1895 г. во время строительства магистрали Киев — Полтава. Она была названа Петровкой. Такое же название получило и село. В 1901 году станцию и населенный пункт назвали Гребенкой — в честь известного украинского писателя Е. П. Гребенки, который родился за 14 км от этого места на хуторе Убежище (ныне это село и железнодорожная станция Марьяновка). В 1894 г. через Гребенку прошла железная дорога Москва — Бахмач — Одесса, так сформировался железнодорожный узел.

В Гребенке — локомотивное (ТЧ-12) и вагонное депо (ЛВЧД-10), дистанции пути (ПЧ-18), сигнализации и связи (ШЧ-11).

Электричка на Киев Вагонное депо Гребенка создано в 1935 г. как грузовое. В депо ремонтируются пассажирские вагоны.

Локомотивное депо создано в 1938 г. На территории установлен паровоз-памятник ФД20-2560 и вагон. В советские времена депо считалось одним из передовых предприятий железнодорожного транспорта СССР, сейчас оно одно из лучших на железных дорогах Украины. Эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, маневровые тепловозы ЧМЭ3, дизель-поезда ДР1А, электровозы ВЛ80к и ВЛ80т, электропоезда ЭР9М.

В 20-е гг. на станции построены клуб и летний театр. Звания Героя Социалистического Труда удостоены машинист тепловоза В. И. Камирный (1959) и слесарь вагонного депо С. М. Примак. В 1968 г. установлен памятник работникам вагонного депо.

Билетные кассы станции В 1994 г. участок Яготин — Гребенка переведен на электрическую тягу, в декабре 1997 г. электрификация была доведена до ст. Лубны, а в июне 2002 г. — до ст. Полтава-Киевская.

В Гребенке останавливаются все пассажирские и скорые поезда из Киева, Харькова, Москвы, Одессы, Донбасса, Приднепровья, Крыма, Черниговщины, Беларуси. Пригородные поезда связывают Гребенку с Киевом, Полтавой, Черкассами, Черниговом, Бахмачем, ст. им. Тараса Шевченко. Гребенковский железнодорожный узел играет важную роль в грузо- и пассажирообороте не только Полтавской дирекции, но и всей Южной железной дороги. На станции производят смену локомотивов пассажирских и грузовых поездов.

Локомотивное депо Гребенка

Локомотивное депо Повышение объемов грузовых и пассажирских перевозок на Южной железной дороге, открытие новых железнодорожных участков привели к возникновению новых баз ремонта подвижного состава, в том числе и тягового (локомотивов).

На станции Гребенка, что на линии Киев — Полтава в Полтавской области, такая база возникла в 1938 году. Эту дату можно считать датой основания локомотивного депо Гребенка (ТЧ-12). До революции здесь находился оборотный пункт с приписными паровозами. После Гражданской войны и в годы первых пятилеток депо выполняло промывочный ремонт приписных паровозов серии СО17, которые обслуживали участок Яготин — Ромодан, и маневровых паровозов Ов. В 1938 г. коллектив пополнился работниками закрывшегося депо Лубны, и в мае 1939 года Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) издал приказ о вводе в эксплуатацию депо паровозного депо Гребенка.

Появление на железной дороге новых локомотивов и видов тяги сделало необходимым распределение их по депо и, в свою очередь, специализацию предприятий по выполнению необходимых видов ремонта.

Паровоз-памятник в локомотивном депо В этом вопросе локомотивное депо Гребенка можно считать флагманом. Трудовой коллектив предприятия славился как образцовый еще в далекие советские времена. Благодаря внедрению новых поточных линий и механизированных позиций, научной организации труда, в депо стало возможным освоение крупноагрегатного метода ремонта тепловозов серии ТЭ3, а в дальнейшем — серий 2ТЭ10Л и 2ТЭ116. Все это превратило депо в основную на Южной железной дороге базу ремонта тепловозов этих серий.

В 60-80 гг. в депо Гребенка, кроме ТЭ3 и 2ТЭ10Л, эксплутировались также тепловозы серий ТЭ10 и ТЭП10. Так, тепловоз ТЭ10-006 сейчас установлен как памятник в Лубнах, а ТЭП10-333 находится в рабочем состоянии на Новооржицком сахарном заводе.

Дальнейшая электрификация участков ЮЖД вызвала необходимость реконструкции некоторых депо, как, например, Гребенка. С учетом обслуживания электрифицированных участков электровозами переменного тока ВЛ80к и ВЛ80т, проведена реконструкция цеха ТР-3. В 2002-2003 гг. в депо поступили два электропоезда — ЭР9М-506 и ЭР9М-507, которые используются в пригородном сообщении.

Новый электропоезд ЭПЛ9Т-013 Кроме электровозов и электропоездов в депо традиционно эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, ЧМЭ3, ЧМЭ3т. В эксплуатации находятся и дизель-поезда ДР1А, принадлежащие локомотивному депо Полтава и обслуживающие пригородные участки Гребенки, на которых нет электрической тяги.

На территории депо в честь 40-летия Победы (1985 г.) установлен памятник — паровоз ФД20-2560 и пассажирский вагон. Паровоз выпущен Луганским паровозостроительным заводом в 1939 г.

Многие работники депо награждены знаком "Почетному железнодорожнику", например, в 1982 году этой наградой отмечены машинисты В. Л. Боровик и В. А. Чепиг. Звания Героя Социалистического Труда удостоены машинист тепловоза В. И. Камирный (1959 г.) и слесарь С. М. Примак.

В ноябре 2005 года в депо поступил еще один электропоезд — ЭПЛ9Т-013. Электропоезд построен холдинговой компанией "Лугансктепловоз" в 2005 г. и состоит из восьми вагонов, в каждом прицепном вагоне — по три тамбура, в головных — по два.

Вагонное депо Гребенка

Вагонное депо Вагонное депо Гребенка (ЛВЧД-10) создано на одноименной станции в 1935 году. Первоначально оно было базой емонта грузовых вагонов. Имело цеха: колесный, вспомогательный, ремонта автотормозного оборудования, вагонносборочный, колесно-роликовый, деревообрабатывающий, текущего ремонта, пункт технического обслуживания (ПТО). Количество работников в начале 90-х гг. составляло 520 чел.

В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны депо было эвакуировано на ст. Арзамас Казанской железной дороги, где занималось ремонтом оборудования. В сентябре 1943 года возобновило работу в Гребенке.

В начале 21 века (2002-2003 гг.) возникла потребность перепрофилировать одно из вагонных депо на линии Киев — Полтава под ремонт пассажирских вагонов. Такой вид ремонта начали выполнять в вагонном депо Гребенка.

Для замечаний, пожеланий, предоложений: akv85@yandex.ru.

Сайт управляется системой uCoz